Проект суперкомпьютерного образования

В 2010-2012 годах в России выполнен проект Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России «Создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения». Стратегической целью данного проекта является создание национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий.

Основные исполнители проекта – это Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, национальный исследовательский Томский государственный университет, национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, национальный исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Московский физико-технический институт (университет), члены Суперкомпьютерного консорциума университетов России.

Основой для успешной реализации проекта стала сформированная в рамках проекта «Суперкомпьютерное образование» национальная Система научно-образовательных центров суперкомпьютерных технологий (НОЦ СКТ), главной задачей которой является эффективная организация деятельности вузов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области СКТ. В результате выполнения проекта к концу 2012 года в Систему НОЦ СКТ входят 8 региональных НОЦ, образованных в 7 федеральных округах России.

Серьезнейшая часть, которая определяет предметное содержание проекта – это разработка Сводного перечня (Свода) необходимых знаний и умений (профессиональных компетенций) в области СКТ. Это те компетенции, которыми должны обладать учащиеся после того, как закончат соответствующий факультет или курс, пройдут переподготовку или специализированное обучение в рамках спецгрупп. Именно Свод помогает понять, как должен строиться и на что должен опираться учебный процесс. Главное в Своде — это описать предметную область «Суперкомпьютеры и параллельные вычисления», с тем, чтобы потом четко определиться, чему учить и как организовать учебный процесс для каждой конкретной целевой группы обучаемых. Структура созданного Свода знаний согласована с рекомендациями международных профессиональных сообществ ACM и IEEE Computing Curricula.

Для углубленного изучения суперкомпьютерных технологий на основании разработанного Свода сформированы предложения по расширению федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлениям 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», 010400 «Прикладная математика и информатика» и 010100 «Математика». Сформулированы предложения по формированию учебных планов и программ переподготовки и повышения квалификации в области суперкомпьютерных технологий для укрупненных групп специальностей и направлений подготовки 010000 «Физико-математические науки», 230000 «Информатика и вычислительная техника» и 090000 «Информационная безопасность».

Реализована комплексная программа по разработке и экспертизе учебной и учебно-методической литературы в области суперкомпьютерных технологий для бакалавриата и магистратуры. В формируемую в рамках проекта серию «Суперкомпьютерное образование», состоящую из 26 изданий, входят монографии, учебники и учебные пособия, написанные ведущими российскими и зарубежными специалистами по основным разделам Свода знаний в области суперкомпьютерных технологий. До 50 экземпляров книг серии «Суперкомпьютерное образование» бесплатно передано в 43 университета России (всего 31500 книг данной серии).

Выполнена большая работа по разработке новых и расширению существующих учебных курсов: материалы по 50 курсам, покрывающим все главные разделы Свода знаний и умений в области суперкомпьютерных технологий, представлены в открытом доступе на сайте проекта. Данные учебные курсы прошли учебно-методическую экспертизу и получили заключение Учебно-методического совета по прикладной математике, информатике и информационным технологиям учебно-методических объединений классических университетов.

В рамках данного проекта выполнено уникальное мероприятие – реализованы программы массовой подготовки специалистов начального уровня по суперкомпьютерным технологиям. Данное мероприятие охватило все федеральные округа Системы НОЦ СКТ, 60 вузов России, что в общей сумме составило 3269 специалистов. Программы обучения в большинстве вузов были направлены на получение базовых знаний и освоение наиболее востребованных технологий параллельного программирования, что нужно для успешного вхождения в область СКТ.

За время выполнения данного проекта реализованы программы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (72 часа) во всех федеральных округах Системы НОЦ СКТ, где успешно прошли переподготовку и повышение квалификации 453 специалиста из более 50 вузов России. Успешно выполнено крайне сложное мероприятие проекта – целевая интенсивная подготовка в области суперкомпьютерных технологий в рамках специальных групп. Было сформировано 40 спецгрупп, которые проходили обучение по 15 программам с продолжительностью не менее 72 часов. Обучение спецгрупп было организовано во всех федеральных округах Системы НОЦ СКТ, успешно закончили обучение 790 человек.

В проекте активно использовались технологии дистанционного обучения, всего за время его выполнения начальную подготовку в области СКТ с использованием технологий дистанционного образования посредством Интернет-университета суперкомпьютерных технологий прошли 731 человек из более чем 100 городов России.

За эти годы удалось сформировать систему основных национальных суперкомпьютерных конференций и молодежных школ. В настоящее время школа в Московском университете преобразована в Летнюю Суперкомпьютерную Академию, собирающую более 100 человек на углубленную подготовку по суперкомпьютерным технологиям каждый год.

В рамках проекта активно развивалось международное сотрудничество, что является отражением острой необходимости интеграции российских организаций в международное научно-образовательное пространство.

Основные текущие результаты данного проекта постоянно отражаются на страницах Интернет-центра, который постепенно приобретает функции национального центра по координации учебной и учебно-методической деятельности в области суперкомпьютерных технологий в России.

Крайне важно, что все сформированные и выполненные мероприятия постепенно формируют целостную инфраструктуру, необходимую для создания именно системы подготовки и воспроизводства высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения. За 2010-2012 годы в выполнение проекта было вовлечено 75 высших учебных заведений России.