Методика формирования Свода знаний и умений

За основу методики подготовки рекомендаций по составлению Свода знаний и умений в области суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных вычислений принят подход, использованный при разработке сообществами ACM (Association for Computing Machinery) и IEEE Computer Society Международных рекомендаций Computing Curricula.

Суть подхода состоит в следующем:

  1. Свод знаний, который должен быть освоен для успешной деятельности в рамках определенных отраслей науки, техники и бизнеса, определяется набором отдельных областей знаний, представляющих собой отдельные части изучаемой специальности.
  2. Далее, области делятся на меньшие структуры, называемые разделами, которые представляют собой отдельные тематические модули внутри области.
  3. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из набора тем, представляющих собой нижний уровень этой иерархии в определяемой специальности.

Каждый раздел сопровождается указанием, является ли она обязательной или факультативной, а также рекомендуемым объемом учебного времени, необходимым для ее изучения.

Важно подчеркнуть, что подобная структура областей, разделов и тем определяет именно свод знаний, необходимый для освоения специальности, а не перечень учебных курсов. И именно этот свод знаний может служить основой для разработки учебных планов и определения необходимых учебных курсов.

Применение указанной методики (подготовка свода знаний, рекомендации по учебным планам и составу необходимых учебных курсов) для подготовки рекомендаций для конкретной специальности или направления осуществляется специально формируемыми для этой цели рабочими группами экспертов и, как правило, такая деятельность занимает достаточно большой период времени.

Применение указанной методики (подготовка свода знаний, рекомендации по учебным планам и составу необходимых учебных курсов) для подготовки рекомендаций для конкретной специальности или направления осуществляется специально формируемыми для этой цели рабочими группами экспертов и, как правило, такая деятельность занимает достаточно большой период времени.

В общем плане, проблематика суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных вычислений (СКТ и ВВ или для краткости просто СКТ) является частью Компьютинга. К сожалению, для термина Computing нет устоявшегося русскоязычного наименования. Так, при переводе международных рекомендаций Computing Curricula на русский язык использовалось понятие Информатика, а при разработке российских образовательных стандартов на основе Computing Curricula было применено наименование Информационные технологии. Ниже для устранения разных толкований используется транслитерация Компьютинг.

Для успешной деятельности в сфере СКТ в зависимости от выбранного направления профессиональной деятельности необходимо освоение соответствующих подобластей Компьютинга. При этом, однако, проблематика СКТ в Computing Curricula представлена в достаточно общей форме. Тем самым, для систематизации работ в сфере СКТ необходимо решение важной и актуальной задача конкретизации международных рекомендаций Computing Curricula применительно к области суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных вычислений. Решение данной задачи приводит к формированию Свода знаний, который, не отменяя и не заменяя международные рекомендации Computing Curricula, будет содержать более подробную характеристику знаний и умений, необходимых для успешной деятельности в рамках проблематики суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных вычислений.

Компьютинг
Компьютерная наука Суперкомпьютерные технологии
и высокопроизводительные вычисления
Программная инженерия
Информационные технологии
Информационные системы
Компьютерная инженерия

Суперкомпьютерные технологии и высокопроизводительные вычисления
как составная часть Компьютинга

В настоящее время в стране и за рубежом могут быть выделены следующие основные активности по определению предметной области суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных вычислений:

  • Свод знаний и умений, разработанный в рамках Российской национальной программы суперкомпьютерного образования, инициированной Суперкомпьютерным консорциумом университетов России и поддержанной президентом и правительством страны.
  • Рекомендации по составу предметной области параллельных и распределенных вычислений, подготовленные в рамках работ международных сообществ ACMи IEEE-CS по разработке учебных планов в области Компьютинга (Computing).
  • Рекомендации по составу предметной области параллельных и распределенных вычислений, разработанные в рамках проекта, выполняемого при поддержке научного фонда NSF (США) и комитета IEEE-TCPP (Technical Committee on Parallel Programming).