Оптимизация профиля железнодорожного колеса

Руководитель проекта: Гергель В.П., декан факультета ВМК ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Описание задачи

Известно, что современные скоростные поезда развивают скорость свыше пятисот километров в час в максимуме и от двухсот в среднем. Протяженность железных дорог в России – чуть менее 100 тысяч километров, в Европе – более 200 тыс. километров. Компании ОАО «РЖД» принадлежит порядка 20 тыс. локомотивов и более 600 тыс. грузовых и пассажирских вагонов. Нетрудно видеть, что уменьшение износа колес и рельсового полотна на проценты может дать огромный экономический эффект, а повышение, например, устойчивости вагона в процессе движения позволит повысить безопасность и/или увеличить среднюю скорость движения. Итак, смысл оптимизации очевиден, но нужны ли здесь высокопроизводительные вычисления?

Траектория движения колесной пары

Траектория движения колесной пары

В процессе движения центр колесной пары вследствие конической формы колеса совершает синусоидальные колебания относительно линии, проходящей в середине рельсового полотна. Кинематические свойства контакта колеса с рельсом: радиус вращения, угол контакта, угол наклона колесной пары и др., – меняются при поперечном смещении колесной пары относительно рельса и определяются поперечной позицией колесной пары и профилями колеса и рельса.

Радиус вращения колеса в контактной точке может различаться для правого и левого колес, поскольку колесная пара смещается по рельсу.

Смещение колесной пары в перпендикулярном разрезе

Смещение колесной пары в перпендикулярном разрезе

Когда колесная пара находится в центральной позиции, радиусы вращения совпадают: r1= r= r. Отличие между радиусами вращения левого и правого колес может быть определено как функция бокового смещения колесной пары по отношению к ее центральной позиции dr(y)=r1(y)-r2(y).

Профиль колеса описывается с помощью B-сплайна, построенного на основе множества точек на кромке, основании кромки и поверхности качения колеса. Положение этих точек определяет профиль колеса. Положение точек наверху кромки и конической части профиля фиксируется, так как эти части колесного профиля не участвуют в контакте с рельсом (это, в частности, позволяет уменьшить трудоемкость задачи оптимизации, уменьшая размерность пространства поиска).

В качестве компонент вектора параметров задачи x выбраны ординаты zi подвижных точек сплайна, при этом абсциссы данных точек фиксированы. В описываемой задаче число подвижных точек, а, следовательно, и число переменных = 11, границы изменения параметров [–1, 1]; минимизируется разность радиусов вращения, а ограничения вводятся из соображений устойчивости (например, одно из ограничений наложено на максимальный угол наклона колесной пары). Таким образом, возникает задача оптимизации с числом параметров = 11, числом ограничений = 6; целевая функция и функции ограничений – многоэкстремальные.

Модель профиля колеса в области контакта с рельсом

Модель профиля колеса в области контакта с рельсом

Ограничения аналитической формы не имеют и заданы функционально (в виде вычислительных процедур в пакете MATLAB). Вычисление значений входящих в задачу функций для одного набора значений параметров занимает более десяти секунд на современном процессоре (IntelXeon 3 ГГц).

Если оптимум искать, используя полный перебор на сетке выбранной точности, получим следующее. Взяв десять вариантов значения каждого из параметров (напомним, всего параметров 11) получим 1011 вычислений, что дает порядка 1012 секунд, то есть 3 года непрерывного счета на суперкомпьютере с 10 тыс. процессоров. Таким образом, сложность задачи такова, что высокопроизводительные вычисления не только являются необходимыми, но и должны в обязательном порядке дополняться эффективными численными методами решения для получения результата в обозримых временных рамках.

Полученные результаты

Описанная задача решалась с помощью параллельного индексного метода с множественной разверткой на кластере из 4-х компьютеров в технологическом университете г. Делфта. Покоординатная точность решения – 2-10, то есть 1024 точки по каждому параметру.

Была получена оценка оптимума φ*=2.7676. Время получения данной оценки – 27 часов, при этом значение функционалов задачи было посчитано 4 297 + 4 415 + 4 236 + 4 266 = 17 214 раз.

Расчеты, проведенные специалистами Технического университета г. Делфта для колеса оптимизированного профиля, показали, что его ресурс возрос до 120 тыс. км пробега (более чем в пять раз по сравнению с колесом оригинального профиля), а максимально допустимая скорость – с 40 до 60 м/сек.